• Россия, 664033, г. Иркутск,
    ул. Лермонтова, д.132
  • (3952) 42-67-21

В журнале Diversity опубликована статья сотрудников лаборатории физиологической генетики Марины Протопоповой и Василия Павличенко «The Curious Case of Fritillaria sonnikovae (Liliaceae) in South Siberia: New Insights into Its Origin and Phylogeny» совместно с коллегами из Института общей и экспериментальной биологии СО РАН (г. Улан-Удэ), Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН (г. Новосибирск) и Сибирского федерального университета (г. Красноярск). Работа посвящена реконструкции эволюционных взаимоотношений западносаянского эндемика Fritillaria sonnikovae (Рябчик Сонниковой) с другими таксонами рода Fritillaria. С использованием данных о полиморфизме ядерной и пластидной ДНК, авторы показали, что F. sonnikovae вместе с близкородственными сибирскими F. dagana и F. maximowiczii принадлежит к подроду Liliorhiza, который помимо указанных видов представлен исключительно североамериканскими таксонами. Монофилия F. sonnikovae и его сегрегация от географически удаленного F. maximowiczii достоверно не были подтверждены как на основании морфологических признаков, так и проведенного филогенетического анализа. В связи с этим авторы работы предлагают рассматривать F. sonnikovae как синоним F. maximowiczii. С этой точки зрения F. sonnikovae можно считать узким эндемиком и одной из морф F. maximowiczii, возникшей в Западном Саяне ориентировочно в позднем неогене и сохранившейся там в качестве третичного реликта. Также авторы получили свидетельства наличия инцидентов генетической интрогрессии со стороны F. dagana в геном F. sonnikovae.

С полным тестом статьи, находящимся в открытом доступе (Open access), можно ознакомиться на сайте журнала.

Фото на рисунке: Архипов В.Ю., Бельмас Л. Санданов Д.В., Селютина И.Ю., Степанов Н.В., Чимитов Д.Г. Фото предоставлены их авторами или получены из публичных источников (www.gbif.org, www.plantarium.ru).